ОШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
МЕДИЦИНСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА «ЭПИДЕМИОЛОГИЯ МИКРОБИОЛОГИЯ
С КУРСОМ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ».
«УТВЕРЖДАЮ» «Рассмотрено»
декан мед. факультета, ОшГУ на заседании кафедры
__________________________ «эпидемиология, микробиология
проф. Арстанбеков М. А. с курсом инфекционных болезней»
от «_____» ___________2015г.
_________________________
Тайчиев И. Т.
«согласовано» с УМС
председатель УМС
_________________
ст.преп.Джумаева Л.М. .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МИКРОБИОЛОГИИ
для специальности «560001» - ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
студентов очного дневного, обучения
Специальность: Лечебное дело
По дисциплине : микробиология
Всего кредитов – 8
Курс – 2
Семестр: 3,4
Лекций – 48
Практически –72
СРС – 120
Всего модулей - 4
Всего аудиторных часов – 120
Общая трудоемкость – 240
Форма отчетности – экзамен- III , IV
Сведения о преподавателях
1. Тайчиев Имамназар Тайчиевич – д.м.н., профессор. Заведующий кафедрой «Эпидемиология, микробиология с курсом инфекционных болезней медицинского факультета ОшГУ. Мобильный № 0777709000.
2. Cариева Жылдызкан Кайназаровна - старший преподаватель кафедры «Эпидемиология, микробиология с курсом инфекционных болезней медицинского факультета ОшГУ. Мобильный № 0777377500.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа предназначена для изучения микробиологии, вирусологии, иммунологии студентами по специальности лечебное дело высших медицинских учебных заведений.
С возрастанием роли человека в социально-экономических преобразованиях повышается значение медико-биологических наук. Микробиология, вирусология, иммунология являются важным и обязательным звеном в их системе, обеспечивая фундаментальные теоретические знания для усвоения и понимания сущности инфекционного процесса, а также определенные практические навыки, на базе которых строится подготовка будущего специалиста, развитие основ клинического мышления.
Микробиология, вирусология, иммунология находятся в тесной связи с медицинской биологией и общей генетикой, биологической химией, гистологией, цитологией и эмбриологией, фармакологией, фармацией, инфекционными болезнями, дерматовенерологией и в медицинских вузах является важной составной частью учебного процесса при подготовке высококвалифицированных специалистов, способных решать задачи, находящиеся на стыке нескольких разделов медицины.
Цель и задачи учебной дисциплины
Цель : познание закономерностей строения и функционирования микробной клетки и вирусной частицы, а также принципиальных основ их взаимодействия с организмом человека.
Задачи предмета:
изучить закономерности строения и функционирования микробной клетки и вирусной частицы;
рассмотреть общие закономерности взаимодействия микроорганизмов с организмом человека;
раскрыть взаимосвязь основных понятий микробиологии, вирусологии, иммунологии и их значение для теоретической и клинической медицины;
привить умение пользоваться микробиологическими методами исследования и правильно оценивать их результаты;
раскрыть понимание роли знаний по предмету в последующей общемедицинской и профессиональной подготовке специалиста.
Студент должен знать:
морфологию, физиологию, антигенную структуру, генетику, экологию, устойчивость к факторам внешней среды основных групп микроорганизмов;
общие закономерности возникновения и развития бактериальных, вирусных, грибковых и протозойных инфекций и инвазий;
принципы проведения бактериологических, иммунологических методов диагностики инфекционных заболеваний, основы иммуно- химиотерапии и профилактики инфекционных заболеваний.
Студент должен уметь:
забирать инфекционный материал от людей, проводить бактериологическую, иммунологическую, молекулярно-биологическую диагностику бактериальных, вирусных, грибковых, протозойных инфекций.
Методы обучения
При изучении дисциплины используются традиционные методы обучения, отвечающие поставленным целям:
- лекции;
· практические занятия;
· активные формы обучения: дискуссия, учебные дебаты;
· опрос по микробиологическим препаратам;
· учебно-исследовательская работа студентов (УИРС);
· научно-исследовательская работа студентов.
Цель преподавания и изучения микробиологии, вирусологии и иммунологии состоит в формировании у студентов материалистического мировоззрения и приобретении ими научных знаний об этиологии, механизмах патогенеза, методах лабораторной диагностики, профилактики, основах эпидемиологии и этиотропной терапии инфекционных заболеваний человека, строении, развитии, методах оценки и корректировки функционирования иммунной системы, необходимых для профессиональной подготовки и последующей практической деятельности врача.
Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет знание:
– места и роли микроорганизмов в биосфере, принципов систематики и номенклатуры микроорганизмов;
– чувствительности-устойчивости микробов к факторам внешней среды и методов стерилизации, дезинфекции, асептики, антисептики, необходимых в работе врача;
– морфологии, физиологии, генетики, экологии и эволюции бактерий, вирусов, грибов, простейших;
– общих закономерностей возникновения, механизмов передачи и условий развития бактериальных, вирусных, грибковых и протозойных инфекций и инвазий;
– факторов патогенности микроорганизмов, возбудителей и механизмов молекулярного патогенеза инфекционных заболеваний человека;
– условно-патогенных микробов и оппортунистических инфекций;
– основных групп противомикробных химиотерапевтических препаратов и механизмов их действия на микроорганизмы;
– механизмов формирования устойчивости микробов к противомикробным препаратам и методов её определения;
– правил и методов забора, маркировки, транспортировки, оформления направлений на исследование материала от инфекционных больных;
– микробиологических, иммунологических и молекулярно-биологических методов диагностики бактериальных, вирусных, грибковых и протозойных заболеваний;
– принципов и методов санитарно-микробиологического анализа и нормирования санитарно-микробиологических показателей;
– строения и механизмов функционирования иммунной системы человека;
– гуморального и клеточного типов иммунного ответа, закономерностей противоинфекционного иммунитета;
– иммунопатогенеза аллергических, инфекционно-аллергических и аутоиммунных заболеваний, иммунодефицитов и принципов иммунокоррекции;
– методов иммуно-, химио- и антисептикотерапии и профилактики инфекционных болезней;
Содержание программы отличается от предыдущих программ изменениями, произошедшими в классификации микроорганизмов и в структуре инфекционной и иммунной патологии человека, пополнением учебного материала новыми научными данными по механизмам молекулярного патогенеза заболеваний и функционирования иммунной системы, включением в перечень изучаемых молекулярно-биологических методов диагностики заболеваний, методов твердофазного иммуноанализа и принципов работы автоматических микробиологических и иммунологических анализаторов.
Во второй половине XX и начале XXI вв. ускорились темпы эволюции микроорганизмов, в существенной мере изменились их взаимоотношения с популяцией человека. В результате быстрого изменения среды обитания человека выросло влияние на иммунную систему неблагоприятных экологических и социальных факторов. Кроме того, многие прогрессивные нововведения в оказании медицинской помощи представляются небезопасными для здоровья человека.
В результате действия указанных факторов произошли кардинальные разновекторные изменения в инфекционной и иммунной патологии человека. С одной стороны, резко снизилась заболеваемость и тяжесть некоторых массовых бактериальных и вирусных инфекций. С другой стороны, произошло нарастание абсолютного и относительного количества вирусных, оппортунистических бактериальных и грибковых, а также внутрибольничных и хронических инфекций. В ряде стран, в том числе в Республике Кыргызстан, стала нарастать заболеваемость сепсисом, туберкулёзом, инфекциями, передаваемыми половым путем. Требуют изучения «новые» опасные для человека инфекционные болезни: ВИЧ-инфекция, болезнь легионеров, пневмоцистоз, коронавирусный тяжелый острый респираторный синдром, птичий грипп, «свиной» грипп, новые вирусы герпеса и гепатита. Расширение зарубежных контактов привело к увеличению заболеваемости «завозными» инфекциями, ранее регистрируемыми спорадически. Широкое распространение в больничных стационарах получили множественно устойчивые к антибиотикам и другим химиопрепаратам микроорганизмы, возрастает уровень устойчивости к антисептикам и дезинфектантам, что резко снижает эффективность химиотерапии и создаёт угрозу эффективности противоэпидемических мероприятий. Генноинженерные разработки и создание генетически модифицированных микроорганизмов повышают угрозу биотерроризма. Продолжается рост профессиональных и бытовых аллергических болезней, иммунодефицитов, аутоиммунных болезней.
Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины
Студент должен знать:
– принципы систематики и номенклатуры микроорганизмов;
– морфологию, физиологию, генетику, экологию бактерий, вирусов, грибов, простейших, их место и роль в биосфере, устойчивость во внешней среде;
– этиологию и общие закономерности возникновения и условия развития инфекций и инвазий, вызываемых облигатно- и условно-патогенными микроорганизмами;
– факторы патогенности микроорганизмов, их биологические свойства, антигенное строение;
– механизмы молекулярного патогенеза инфекционных болезней;
– бактериологические, иммунологические и молекулярно-биологические методы диагностики инфекций и инвазий;
– методы контроля устойчивости микроорганизмов к противомикробным препаратам;
– иммунную систему человека, антигены, механизмы гуморального и клеточного типов иммунного закономерности противоинфекционного иммунитета, иммунопатологические состояния;
– методы изучения коллективного и поствакцинального иммунитета;
– микробиологические основы противомикробных мероприятий, принципы и методы санитарно-микробиологического анализа и нормирования санитарно-микробиологических показателей;
– микробное загрязнение окружающей среды, санитарно-показательные микроорганизмы, принципы и методы санитарно-бактериологического анализа и нормирования санитарно-бактериологических показателей;
– основные задачи и структуру микробиологической службы здравоохранения Республики Кыргызстан;
– структуру и задачи санитарно-бактериологической и санитарно-вирусологической лабораторий Центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья (ЦГЭ), их оборудование, объём исследований, режим работы и правила техники безопасности;
- правила отбора проб различных объектов, их маркировку, оформление сопроводительной документации, регистрацию, хранение, обработку и оформление результатов исследований;
Студент должен уметь:
– отбирать пробы из различных объектов;
– заполнять бланки направлений для микробиологического исследования и проведения лабораторных исследований стандартными методами на санитарно-микробиологические показатели;
– осуществлять контроль за соблюдением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;